Челобитная Путину: село в кризисе, молока не хватает, а нас поят суррогатом из пальмового масла

Фильтры

Регион

Новости

Челобитная Путину: село в кризисе, молока не хватает, а нас поят суррогатом из пальмового масла

ОТРАСЛЕВОЙ СОЮЗ МОЛОЧНИКОВ, ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЙ АЙРАТОМ ХАЙРУЛИНЫМ, ПОСТАВИЛ ГОРЬКИЙ ДИАГНОЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНСЕЛЬХОЗА РФ ЭПОХИ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА

Возглавляемое депутатом Госдумы Айратом Хайруллиным «Союзмолоко» направило Путину и правительству письма, в которых предупреждает о нарастающем кризисе в отрасли. Как говорится в этих документах, имеющихся в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online», объем производства молока в стране упал на 10%. В самый разгар лета возник дефицит на сырое молоко, и цены выросли на 15 - 20%, чего не было никогда. Производители молока считают, что либо государство будет дотировать отрасль (всего в письме предлагается реализовать комплекс срочных мер из 9 пунктов), либо скоро свежую натуральную молочную продукцию, как в Африке, смогут покупать только обеспеченные люди. Эксперты соглашаются с диагнозом, но считают, что меры, предлагаемые «Союзмолоком», могут оказаться эффективными только для крупных холдингов.

«МНЕНИЕ ОГРОМНОЙ ЧАСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА, ВЛАДЕЮЩИХ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ЕГО СОСТОЯНИЮ, ИГНОРИРУЕТСЯ НА УРОВНЕ ПРОФИЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА».

Национальный союз производителей молока «Союзмолоко», президентом которого является депутат Госдумы РФ от Татарстана и совладелец компании «Красный Восток-агро» Айрат Хайруллин, отправил обращения в адрес президента РФ Владимира Путина, председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и министра сельского хозяйства Николая Федорова. К обращениям были приложены копии 50 писем участников отрасли из 38 регионов страны с описанием критической ситуации в молочном животноводстве и предложениями по ее исправлению. Кстати, письма пришли в адрес «Союзмолока» в рамках подготовки к всероссийскому совещанию на тему: «Повышение экономической эффективности ведения молочного скотоводства», которое прошло 26 - 27 июля в Екатеринбурге.

В обращении «Союзмолока» подчеркивается: «Отраслевой союз, выражающий интересы свыше 70 процентов всей отрасли, не был приглашен на это мероприятие, что стало подтверждением того факта, что мнение огромной части участников рынка, владеющих актуальной информацией по его состоянию и подготовивших свои предложения по выходу из кризиса, игнорируется на уровне профильного министерства. «Союзмолоко» считает, что сложившаяся практика замалчивания реальной ситуации в молочном животноводстве недопустима и может привести к необратимым последствиям для одной из важнейших социально-значимых отраслей. Мы считаем своим долгом доведение собранной союзом информации до всех уровней власти».

Из этого пассажа следует очевидный вывод: Хайруллин и его коллеги окончательно вошли в клинч с министром сельского хозяйства Федоровым (при котором «сложилась практика замалчивания реальной ситуации в молочном животноводстве»). А раз так, то далее молочники вывалили Путину и общественности всю правду того, что творится на селе в России.

Так, участники рынка предупреждают о разрастающемся кризисе, охватившем молочную отрасль. За время реализации госпрограммы развития сельского хозяйства с 2008 года производство молока в России, по данным Росстата, сократилось с 32,4 млн. до 31,9 млн. тонн. Молочное скотоводство – единственная отрасль, показавшая отрицательную динамику, особо подчеркивается, что дела стали портиться в последние два года (то есть при Федорове). В «Союзмолоке» утверждают, что к снижению объемов производства сырого молока привело снижение поголовья. В результате дефицита молока на 1 июля 2013 года по сравнению с прошлым годом сливочного масла произведено на 3,8% меньше, сыра – на 6,7%.

48% МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ИНФОРМАЦИИ, ЗАЯВЛЕННОЙ НА ЭТИКЕТКАХ

Хронический дефицит молока покрывается импортом и фальсификатом, утверждают в «Союзмолоке». Объемы поставок импортной молочной продукции за год выросли в пересчете на молоко более чем на 500 тыс. т и составили в первом квартале 2013 года почти 2 млн. 200 тыс. тонн. Наибольший показатель роста объемов поставок у сухого обезжиренного молока ( 110,5%), сухой сыворотки ( 35,4%), сливочного масла ( 30,7%), сухого цельного молока ( 22,7%), сыров ( 19,1%), молока и сливок ( 18,1%). По оценкам экспертов, сейчас объем фальсифицированных молочных продуктов на рынке составляет более 4 млн. т или свыше 10% от объема потребления (это консервативная оценка). На самом же деле, в результате анализа закупленных образцов молочной продукции, проведенного «Союзмолоком», выявлено, что 48% (!) молочных товаров не соответствуют информации, заявленной на этикетках.

Вывод из вышеприведенного, по сути, очень простой и страшный: едва ли не половина продаваемой молочной продукции в стране – это суррогат!

Проанализировав предложения участников молочной отрасли, национальный союз производителей молока предлагает реализовать комплекс срочных мер по блокированию негативного сценария развития ситуации в молочном животноводстве.

«Союзмолоко» предлагает увеличить объем субсидирования на 1 л произведенного товарного молока, принять практику равного субсидирования молока вне зависимости от сорта, обеспечить субсидирование 15-летних кредитов, ужесточить наказание за производство и продажу фальсифицированной молочной продукции и т.д. Всего Хайруллиным и К предложено 9 срочных дел.

В РАЗГАР ЛЕТА ПОЯВИЛСЯ ДЕФИЦИТ НА МОЛОКО

О том, почему появилось это обращение, «БИЗНЕС Online» пояснил председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Вначале он подчеркнул, что в большинстве стран мира, да и во времена СССР, и в России, молоко считалось и считается стратегическим социально значимым продуктом, поскольку это самый доступный источник животного белка, самый лучший источник кальция и многих других микроэлементов. В 2005 году при старте национальных проектов одна из ключевых задач обозначалась как остановка падения производства молока и выход на уровень самообеспеченности или, по крайней мере, близко к тому. И действительно тогда за счет вливания сотен миллиардов рублей удалось достичь стабильной тенденции к росту. Затем свою негативную роль сыграла засуха 2010 года, но после нее государством были приняты серьезные меры в виде прямых дотаций, бюджетных кредитов и т.д., что позволило удержать падение производства молока на уровне 2%.

– В прошлом году Россия вступила и в таможенный союз, и в ВТО, – напомнил Даниленко. – Мы на всех уровнях предупреждали, что если не будет серьезной дополнительной поддержки по молоку, могут произойти необратимые, непоправимые последствия. Но, к сожалению, ни одна из мер, которые мы предлагали, не была принята. Более того, в 2012 году в ряде регионов России была засуха, что в итоге привело к росту стоимости кормов, плюс выросли затраты на электроэнергию, ГСМ, удобрения и так далее. В 2013 году правительство, вроде как, выделило дотации на один литр товарного молока, но сделало механизм выдачи этой дотации настолько сложным, что не каждый имеет к ней доступ. Кто-то получил большие деньги, а другой – ни копейки. В общей сложности уровень поддержки упал.

Даниленко подчеркнул также, что ситуацию усугубляет введение ограничений на импорт скота из Европы в связи с распространением там болезни Шмалленберга. По его словам, любая страна мира обновляет генетику за счет завоза скота из-за рубежа, и Россия тоже, стартуя с новыми проектами, начинала с завоза импортного скота. Отсутствие завоза из Европы приводит к росту цен на нетелей. Например, если раньше из США, Австралии, Новой Зеландии завозили скот за 80 тыс. рублей за голову, то сейчас – за 120 тыс. рублей. То есть себестоимость проектов растет, а уровень господдержки падает.

– В итоге наши аграрии решили экономить на всем. Впервые в России с начала нацпроектов сократилось поголовье скота. Вроде бы не так страшно, поскольку это можно компенсировать за счет продуктивности, но дело в том, что у нас снизилась и продуктивность тоже. Валовой объем производства молока снизился даже в сельхозпредприятиях, где всегда был рост! По официальной статистике, объемы падения составляют около 6 процентов. На самом деле, мы считаем, что падение составляет не менее 10 процентов, потому что некоторые регионы некорректно отчитываются. Абсолютно все субъекты, даже те регионы, которые всегда считались благополучными, дали снижение объемов производства молока. В итоге в самый разгар летнего периода начался дефицит на сырое молоко и рост цен. В целом сейчас по России цены на сырое молоко выше на 15 - 20 процентов, чем в это время в прошлом году. Как правило, в летний период идет падение закупочных цен на молоко, поскольку идет рост объемов производства, а в этом году впервые закупочные цены практически не снизились, чего не было никогда, – констатировал Даниленко.

«МЫ ЖЕ НЕ АФРИКАНСКАЯ СТРАНА»

Соответственно растут цены и на готовую продукцию, которая лежит на полках магазинов. А импортеры, вытеснившие российский продукт с рынка с помощью демпинга, прочувствовав ситуацию, тоже начали накручивать цены.

– В доктрине продовольственной безопасности России написано, – отметил Даниленко, – что у нас должно быть 90 процентов обеспеченности молоком. В настоящий момент, по самым оптимистичным экспертным оценкам, мы себя обеспечиваем на 60 процентов. Если не остановить снижение, то мы придем к критической отметке, когда импорт будет диктовать условия по ценам на социально чувствительный продукт. Сегодня реально существует риск, что свежая молочная продукция без консервантов, то есть натуральный продукт с коротким сроком хранения, будет достаточно дорогим и недоступным для социально незащищенных групп населения.

Даниленко убежден, что сложилась катастрофическая ситуация, которая требует внимания президента и премьер-министра, поскольку это вопрос национальной безопасности. По его мнению, существует два варианта развития событий. Либо свежая натуральная молочная продукция станет очень дорогой, и ее смогут покупать только обеспеченные люди, либо государству нужно дотировать отрасль.

– Будут ли это субъекты РФ как-то делать, или на федеральном уровне примут меры, не знаю. Это непростой путь. Но если ничего не делать, то натуральный продукт будет замещаться заменителями, которые существенно менее полезны. Не хотелось бы такого развития событий, мы же все-таки не африканская страна, где давно живут на сухих молочных продуктах и заменителях растительного происхождения. Если в советские времена мы потребляли 390 килограммов молока и молочных продуктов на человека в год, то сегодня эта цифра составляет 240 килограммов. В США, Германии, Швеции и других развитых странах – в два раза больше, – привел неутешительную статистику Даниленко.

В МИНСЕЛЬХОЗЕ НЕТ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ НОВЫХ ИНВЕСТПРОЕКТОВ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО СТАРЫЕ ПРОЕКТЫ УМИРАЮТ, А ВМЕСТО НИХ НОВЫЕ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ

В «Союзмолоке» считают, что остановить падение объемов производства молока можно, сформировав новые инвестиционные проекты. Но проблема в том, что они не окупаются, меньше чем за 15 лет, а кредиты субсидируются государством только на 8 лет.

– И даже такие кредиты сейчас никто не выдает, потому что в минсельхозе нет комиссии по рассмотрению новых проектов. Получается, что старые проекты умирают, а вместо них новые не появляются. Чиновники считают, мол, ничего страшного: цены поднимутся, и производители молока восстановят объемы. Но если корову отправили на мясо, то есть ее зарезали, она больше молока не сможет давать. Это же не конвейер, который можно выключать и включать, когда захочется. Поэтому если мы сегодня не будем формировать новые проекты, то за счет вымирания старых так и будет сохраняться падение производства, – прогнозирует Даниленко.

Он также подчеркнул, что регулировать ценообразование на собственном рынке можно только двумя путями: либо ты имеешь достаточно большой объем собственного производства, либо существенно субсидируешь продукцию.

– У нас сегодня нет ни того, ни другого, – удивляется Даниленко. – Поэтому нужно срочно принимать меры, чтобы заниматься производством молока было привлекательно, чтобы в отрасль шли инвестиции. Для этого необходимо формировать национальную программу по развитию молочной отрасли. В противном случае невозможен будет не только рост производства, но даже сохранение текущего уровня производства – 32 миллиона тонн, в отрасли продолжится падение валовых объемов производства. По нашим прогнозам, объем производства молока в текущем году составит около 31,1 миллиона тонн. Это уровень 2005 года, который был зафиксирован до начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

«ДЕРЕВЕНСКИЙ ЖИТЕЛЬ ТОЖЕ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ ЗНАЕТ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что государство должно субсидировать не произведенное молоко, а поголовье коров. Также они выступают за то, чтобы увеличить поддержку со стороны бюджета фермеров и личных подсобных хозяйств.

Ахмат Кутдусов – фермер, село Ямашурма Высокогорского района:

– Я еще 10 лет тому назад на съезде фермеров Татарстана говорил, что субсидирование на производство молока должно быть адресным, не надо никаких лохотронов придумывать! Есть у человека корова – дай ты ему каждый месяц 1 тысячу рублей. Второй момент: молоко у населения нужно закупать по более высоким закупочным ценам, чем у крупных агрохолдингов. Потому что им государство и так оказывает поддержку, а личные подворья ни копейки не получают. Сегодня обязательно нужно какие-то срочные меры принимать! Только на днях в нашу деревню из Чувашии приехала машина, на которой пять коров увезли. У нас раньше паслись три стада дойных коров, в каждом по 150 голов было, а сегодня в деревне насчитывается всего 35 коров. Откуда молоко то будет?! Скоро, наверное, в деревне ни одной коровы не останется, одни козы будут пастись, потому что некоторые себе коз покупать начали. В частном секторе, который тоже большую роль играет в общем объеме производства молока, очень резко сократилось поголовье коров. Невыгодно стало их держать. Например, в этом году зерно никто меньше 5 - 6 рублей за килограмм не отдаст. Я думаю, цена еще и до 10 рублей дойдет. А закупочные цены на молоко низкие. Деревенский житель тоже таблицу умножения знает, умеет считать, а зачем ему себе в убыток работать? Поэтому люди уезжают работать в большие города, кто охранником, кто на шабашку. Он лучше в магазине будет покупать молоко и сметану. У людей благосостояние улучшилось, молоко-то купить себе могут позволить. Держать корову – это же значит трудиться 365 дней в году с утра до ночи! Человек же ее вынужденно держит, а не для удовольствия.

Фарид Валиуллин – председатель СПК «Карат»:

– Объемы производства молока действительно падают, но я никак не могу найти этому какое-либо логическое объяснение. Почему молока не хватает, куда оно делось? Я бы не сказал, что у нас так резко уменьшилось поголовье дойных коров. Я подозревал, что Украина перестала завозить сухое молоко, но говорят, что импорт наоборот растет. Прямо никак ума не приложу! Я вот, например, закупаю молоко для переработки, свой сыр изготавливаем, но у меня своих коров нет. В прошлом году у нас в это время цена на литр сырого молока была примерно 8 рублей, нынче стало уже 15 рублей! Цены-то можно задрать и 20, и 30 рублей, но если так дело будет продолжаться, молоко, лежащее на прилавках магазинов, скоро будет выше 100 рублей стоить. И кто его купит?! Об этом, по-моему, сегодня вообще никто не думает.

Олег Шайтанов – завотделом кормопроизводства «ТатНИИСХ»:

– Я безоговорочно поддерживаю любые требования об увеличении субсидирования сельского хозяйства по всем направлениям. Считаю, что сегодня поддержка сельского хозяйства на государственном уровне недостаточная. Ситуация, к сожалению, не меняется уже лет 10 - 15, когда началась диспропорция между ростом цен на промышленные товары и сельхозпродукцию. Совершенно неадекватное положение: по тем ценам, по которым продаем молоко, мы совершенно никак не можем обеспечивать себя промышленными товарами. А правительство не вмешивается. В росте цен на молоко не производители виноваты, они требуют свою долю совершенно справедливо. Виноваты переработчики и сфера торговли, которые берут с литра молока больше, чем собственно сам производитель, и живут припеваючи. Вот почему цены на молоко ползут вверх! У нас ведь, к сожалению, нет ограничений в норме прибыли, поэтому каждый посредник старается урвать себе побольше. Политика государства направлена на то, чтобы больше всех ограничивать производителей. Из-за этого они не имеют возможности расширяться, проводить реконструкцию, обновлять оборудование, модернизироваться. А я считаю, что нужно создать специальный государственный комитет, который жестко контролировал бы всю ценовую линейку, ограничил и следил бы за нормой прибыли всех посредников: переработчиков и торговцев. Иначе ничего хорошего не получится.

Камияр Байтемиров – председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ:

– «Союзмолоку» нужно было начинать беспокоиться чуть пораньше, а не сейчас, когда они захватили рынок молока и в очередной раз хотят получить средства из бюджета Российской Федерации. Да, действительно, производство молока падает, но что нам опять из-за границы теперь коров закупать? Имеющееся поголовье коров способно в течение трех лет принести потомство и восстановить необходимое количество, поэтому тут особо не о чем беспокоиться. Надо заботиться о том, чтобы больше выделять средства на развитие семейных животноводческих ферм. Количество желающих стать фермерами и участвовать в такой программе превышает потребность в пять-шесть раз! А что предлагает «Союзмолоко»?.. Ну, увеличат субсидии на один литр молока. От этого разве увеличится объем производства? Да, возможно, у людей появится интерес, чтобы больше держать коров. Тогда надо не на литр молока давать субсидию, а на поголовье. Потому что треть молока, производимого в России, приходится на крестьянские подворья и фермерские хозяйства. Но данной категории сельхозпроизводителей недоступны субсидии по молоку, потому что в условиях прописаны некорректные в отношении крестьян требования. По тому варианту, который предлагает «Союзмолоко», деньги уйдут только в крупные агрохолдинги, а это приведет только к увеличению цены на готовую продукцию на потребительском рынке, потому что перерабатывающие предприятия находятся в руках этих же агрохолдингов. А необходимый эффект – увеличение объемов производства молока – это не даст.

Источник: business-gazeta.ru

Также в разделе

Комментарии (0)